Новый город
Информационный портал
города Обнинска
Обнинск
+22°C
КУРСЫ ЦБ
$67,18 | €76,72

Физик-романтик

 

Город – это своя история, культура и традиции, а еще это – люди, которые создают эти традиции, и хранят историю… Накануне дня археологии (15 августа) мы встретилась с легендой нашего города – членом Союза краеведов России, действительным членом Русского Географического общества, академиком международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения, председателем и организатором обнинского краеведческого объединения "Репинка", председателем обнинского археологического клуба "АРКОС", отличником народного просвещения,физиком по образованию, нашедшем второе свое призвание в археологии, – Владимиром Александровичем Тарасовым.

 

- Владимир Александрович, и все же, что в вашей жизни главное?

В. А.: Трудно сказать… Наверное, главное – это стремление познать мир, которое было у меня всегда. А с точки зрения достижений, то главное, я считаю, – археология. Нам удалось построить древнейшую историю окрестностей Обнинска – долины реки Протвы, чего до нас не было сделано. И это благодаря В.В. Сидорову – нашему учителю по археологии, кандидату исторических наук, сотруднику Института археологии РАН. Я давно ходил со школьниками в различные археологические экспедиции. Мы нанимались в качестве волонтеров. Однажды мы встретились в экспедиции, понравились друг другу и провели несколько десятков походов.

- Насколько интересен Обнинск с точки зрения археологии?

В. А.: Я раньше думал, что интереснее Египет, или, в крайнем случае, Украина (Скифские курганы), Греция… Лет 30 назад в Доме ученых выступил ученый В.С.Нестеров и рассказал об исторических памятниках. Можно сказать, что это первый мой учитель археологии. Именно он сказал мне, что памятники археологии есть везде, потому что везде жили люди.

Вот и здесь жили люди! Не славяне – славяне более позднее население, а до них жило литовское племя – голядь. Наиболее яркий памятник поселений голяди в окрестностях города Обнинска - это Городище или Лужки - от березовой рощи на 51 квартале спуститься прямо к реке. По тем временам (начало нашей эры, до 12 века) там было очень большое поселение. У них было хорошо развито ремесленное производство и торговля. Торговали со всем миром: мы находили греческие бусы, иранские монеты и другие изделия. Но этот регион, что интересно, не входил в Киевскую Русь! Торговый путь "Из варягов в греки" по Днепру проходил через Смоленск на западе от нас, восточный путь по Волге – через Рязань. Наша территория находилась в середине. История сохранила воспоминания о столкновениях русских князей с голядью. Но покорить их, видимо, не удалось, и существовала голядь непокоренной очень долго. Даже Батый обошел эти земли стороной, и здесь не было больших разрушений (он прошел по востоку в Козельск). Потом эти земли попали в состав Великого княжества Литовского (видимо, сказались этническая память!). Но, наверное, говорили уже по-русски, потому что окружение-то было славянское! И вообще калужские земли вошли в состав Московского княжества достаточно поздно (Калуга – в 16 веке).

- Фактически, предки из этих мест говорили по-литовски?

В. А.: Скорее на белорусском, потому что белорусы – наполовину литовцы и наполовину славяне. Но названия наших рек имеют литовскую основу. Язык рек – это самый древний язык. Это след того населения. Река Лужа переводится как "рысь", Жиздра – "песчаная" (а она и течет в песчаных берегах), а вот Протва вызвала споры у лингвистов, и единого мнения пока нет!

- Где хранятся находки?

В. А.: В Обнинском городском музее. Вначале их изучают в Институте археологии. После, как положено, передают в местные музеи.

- Участвовала ли в раскопках молодежь?

В. А.: Именно молодежь и участвовала! В археологическом клубе "АРКОС" с 1983 года работали школьные отряды. Когда государство перестало платить науке, и Институт археологии остался без субсидирования – работали только за счет строек. А по закону, прежде чем начать строительство, например, дорог, должны быть произведены обследования территорий. И тут произошел взаимовыгодный симбиоз - мы организовывали школьные летние лагеря (ведь на работу с детьми государство деньги выделяло), 50% оплаты вносили родители, и мы приглашали ученых и проводили экспедиции. Это наше ноу-хау - организация научных исследований за счет школьного летнего отдыха.

Археология – это неотъемлемая часть краеведения. Поэтому в 1995 году образовалось обнинское краеведческое объединение "Репинка". По просьбе администрации краеведами был составлен перечень памятников природы, истории и культуры на территории зеленой зоны Обнинска, которые следует учитывать при развитии и строительстве города. В перечень вошло 120 объектов. Многие члены краеведческого объединения участвуют в качестве экспертов в работе всероссийской организации "Интеллект будущего" (Малая Академия наук), в проводимых ею общероссийских программах по интеллектуальному развитию детей и научных конференциях учащихся "Юность, наука, культура". Двухтомник "Приобнинский край. Город и окрестности. История и современность", который выпустило краеведческое объединение, - это результат трудов многих людей, входят в это общество, это - множество любопытнейших фактов, связанных с историей нашего города.

К сожалению, приемника по работе на раскопках у Владимира Александровича нет, а из-за проблем со здоровьем выезды на раскопки пришлось прекратить. "Так часто бывает", - говорит Владимир Александрович. К сожалению, угасла и программа по изучению краеведения в школе (экспериментальная программа внедрялась на базе школы № 12), хотя В.А.Тарасов до сих пор считает, что краеведение нужно изучать в школах.

 

Блиц:

 

Все памятники Обнинска изучены?
Нет.

 

Кто занимается их изучением?

Только волонтеры. Официально и профессионально – никто.

 

Остались ли в наших окрестностях места, которые Вы хотели бы изучить?

Множество!

 

Археолог – это обязательно человек-романтик?

Безусловно!

 

Чем он живет?

Он живет интересом к жизни человечества. Я, например, получаю радость от того, что я узнал ранее неизвестный момент истории.


Материал подготовил Виктория Наклескина
Тема материала
Поделиться